Тема 6.2 - 6.4 Основные конструкции языка программирования

Символы и конструкции языка программирования Паскаль.
Алфавит языка программирования Pascal включает:
• строчные, прописные буквы латинского алфавита (a..z, A..Z) и знак подчеркивания ( _ ), который также во многих случаях считается буквой; кроме того, существенно то, что строчные и прописные буквы не различаются:
а неотличимо от А, b - от В и т. д.;
• цифры (0...9);
• специальные знаки, состоящие из одного и двух символов: . , + - * / = : < > [ ] { } ( ) ^ @ $ # <> <= >= := (* *);
• служебные слова (эти сочетания считаются единым целым и их нельзя использовать в программе в другом качестве):

 

Простейшие конструкции языка:

константы
Константы определяются один раз и не изменяются во время выполнения программы. Используют следующие типы констант:

• целые и вещественные десятичные числа, например, 25, 6.12, 0.125е10;
• шестнадцатеричные числа - должны начинаться со знака «$», например, $64;
• логические константы - true (истина) и false (ложь);
• символьные константы - записываются либо в апострофах, например 'А', либо в виде соответствующих кодов по таблице ASCII, причем в последнем случае перед кодом ставится знак «#», например #65 (этот код соответствует символу А латинское);
• строки символов ~ записываются в апострофах, например 'ABCD';
• конструкторы множеств;
• «нулевой» адрес - nil.

Константы используются в двух формах: как литералы и как поименованные константы.
Литерал представляет собой значение константы, записанное непосредственно в программе (например, в выражении 2+5.1*х использованы два литерала «2» и «5.1»).

Поименованные константы объявляются в инструкции раздела описаний const. Обращение к ним осуществляется по имени (идентификатору). 
Под выражением при этом понимают запись, состоящую из ранее объявленных констант, литералов, знаков операций и стандартных функций abs, chr, hi, length, lo, ord, odd, pred, round, sizeof, str, succ, trunc.

 

переменные
Переменные - поименованные значения, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Их объявление также выполняют в разделе описаний программы, причем при этом указывается не только идентификатор переменной, но и ее тип. Обращение к переменным также осуществляют по идентификатору.

Тип переменной определяет возможный набор значений данной переменной, размер ее внутреннего представления и множество операций, которые могут выполняться над переменной.
Простые (скалярные) типы описывают упорядоченные наборы значений. Они делятся на порядковые и вещественные.
Группа порядковых типов объединяет типы переменных, набор значений которых конечен, группа вещественных типов - типы с условно бесконечным набором значений. Порядковые типы переменных делятся на стандартные, перечисляемые и отрезки. Стандартно заданы следующие типы:

• целые типы;

• булевский тип Boolean включает только два значения - false (0) и true (1), но в памяти значения данного типа занимают целый байт;
• символьный тип Char определяет набор символов по таблице ASCII. Всего в таблице указано 255 кодов, для большинства из которых существует символьное представление. Это, например, буквы русского и латинского алфавитов, цифры и специальные знаки, такие как точка, запятая и т. п.

Нестандартные порядковые типы необходимо описывать при объявлении переменных или используя инструкцию объявления типа.

Перечисляемый тип формируется из значений, определенных программистом при объявлении типа. Тип переменной отрезок определяется как диапазон значений некоторого уже определенного типа. Вещественные типы используют для представления чисел, содержащих дробную часть.


стандартные функции
26_2

выражения
Все вычисления и другие преобразования данных в программе записываются
в виде выражений. Обычно выражение включает несколько операций,
которые выполняются в порядке их приоритетности.

Различают:

• арифметические операции: + (сложение), - (вычитание), * (умножение),
/ (деление вещественное), div (деление целочисленное), mod (остаток
целочисленного деления) - эти операции применяют к вещественным и целым
числам, результат - также число;

 операции отношения: > (больше), < (меньше), = (равно),<> (не равно),
>= (не меньше), <= (не больше) - эти операции применяют к числам, символам,
символьным строкам и некоторым другим типам данных, результат -
значение логического типа;

• логические операции: and (и), or (или), хоr (исключающее или), not
(не) - эти операции выполняют с логическими переменными и константами,
результат - значение логического типа;

• поразрядные операции: and (и), or (или), хоr (исключающее или), not
(не), shr (сдвиг вправо), shl (сдвиг влево) - эти операции выполняют с целыми
числами, результат - целое число;

• строковая операция: + (сцепление строк) - выполняется над символами
и строками, результат - строка;

• операции над множествами+ (объединение), - (дополнение), * (пересечение),
результат - множество; in (определение принадлежности элемента
множеству), результат ~ значение логического типа;

• операция над указателями: @ (определение адреса программного
объекта), результат - адрес.
26_1

Классификация операторов языка Паскаль.
Оператор условной передачи управления (Используют для программирования ветвлений, т. е. ситуаций, когда возникает необходимость при выполнении условия реализовывать одни действия, а при нарушении - другие. Условие записывают в виде логического выражения, в зависимости от результата которого осуществляется выбор одной из ветвей: если результат true, то выполняется оператор, следующий за служебным словом then, иначе - оператор, следующий за служебным словом else.)
оператор_условной_передачи_управления

Оператор выбора (Используется для реализации нескольких альтернативных
вариантов действий, каждый из которых соответствует своим значениям
некоторого параметра.)
оператор_выбора

Операторы организации циклической обработки:
Для реализации циклических процессов используют операторы циклов.
Основные виды циклов:
• цикл-пока (while) (а);
• цикл-до (repeat until) (б);
• счетный цикл (цикл с заданным числом повторений) (в).
3_1
Организация программ линейной структуры.
Программы, содержащие в разделе операторов только операторы ввода-вывода и операторы присваивания, выполняются последовательно оператор за оператором. Такие программы называют линейными, они реализуют линейный процесс вычислений.


Это интересно знать:

Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.