Генерирование альтернатив

Генерирование альтернатив, т.е. идей о возможных способах достижения цели, является настоящим творческим процессом. Теория выбора  исходит из того, что задано множество альтернатив, т.е. считается, что уже имеется то, из чего выбирать, и вопрос состоит в том, как выбирать. Это наглядный пример сугубо формальной постановки задачи: все главные, принципиальные трудности считаются уже преодоленными, и речь идет, можно сказать, о “технических” трудностях. А ведь именно формирование множества альтернатив и является наиболее трудным, наиболее творческим этапом системного анализа.
 Один из способов структурирования любой неформальной деятельности состоит в выявлении и формировании присущих ей эвристик, т.е. эмпирических правил, полезность которых обоснована лишь тем, что они во многих (хотя и не во всех) случаях приводят к успеху. Применительно к процессу генерирования альтернатив в литературе по системному анализу и методам творчества наиболее часто описываются следующие эвристики. 

  1. Важно сознательно сгенерировать как можно большее число альтернатив.

а) поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе;
б) привлечение нескольких квалифицированных экспертов, имеющих разнообразную подготовку и опыт;
в) увеличение числа альтернатив за счет их комбинирования, образования промежуточных вариантов между предложенными ранее (т.е. не “либо-либо”, а кроме того, еще и “от одной и от другой альтернативы”);

2.При организации работы на этапе генерирования альтернатив следует помнить о существовании факторов, как тормозящих творческую работу, так и способствующих ей. Выделяют внутренние (психологические) и внешние факторы.

Генерирование альтернатив является творческим процессом, на результативность которого влияют как внешние условия, так и в особенности внутренние, психологические условия. Разработано несколько методик, в которых используются разные комбинации факторов, благоприятствующих процессу генерирования альтернатив; наиболее известными из них являются мозговой штурм, синектика, деловые игры. 

Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания

Синектика - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости

 


Это интересно знать:

Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.